2 марта 2013 •

Серато, Церато, Черато? В российском представительстве компании Kia говорят, что предпочтительнее вариант Церато: так благозвучнее.


В Дубай люди едут, чтобы увидеть самое высокое, самое большое и самое дорогое. Нас пригласили взглянуть на самую успешную модель марки Kia, представшую в третьем поколении. «Kia Cerato — самый лучший автомобиль в мире, разве нет? — с улыбкой спросил после брифинга Ким Сонг Хван, президент Kia Motors Rus. — Смотрите, с момента запуска Cerato в 2004 году по всему свету раскуплено 2,5 миллиона машин! Ежегодные продажи достигают 500 тысяч экземпляров! Чем не лучший в мире автомобиль?»

Ошибочно считать, будто в Дубае все ездят только на суперкарах: Cerato поступает в продажу и тут. А крупнейшие рынки сбыта нового седана — США (предшественника здесь звали Спектрой, а новичка величают Forte), Корея и Китай (там и там автомобиль называют K3). Версии для разных рынков различаются не только именами, но и габаритами, подвесками, моторами и много чем ещё.

В отличие от всего мира в России модель Cerato далеко не самая-самая. За весь премьерный для предыдущего поколения 2010 год россияне купили 10 180 машин. Минувший 2012-й тот же седан завершил с показателем 11 833 автомобиля. А самая продаваемая модель Kia в нашей стране — это, ясное дело, Rio (84 730 единиц в 2012 году), на втором месте находится Sportage (32 716 машин), третье занимает cee’d (23 290 штук). Скромные показатели Церато менеджеры склонны списывать на квоты. Дескать, из-за огромной популярности модели поставки ограничены — продавали бы больше, только вот производители не дают.

В Kia говорят, что квота Cerato для России — 20 тысяч автомобилей. Она касается и машин третьей генерации, но может быть пересмотрена в связи с возросшим спросом.

Однако дело, кажется, не в лимитированных поставках. «Второй» Cerato, внешне похожий на более доступный Rio, был вряд ли понятен на его фоне. Слишком невнятное получалось предложение, да ещё и в высококонкурентном гольф-классе. Что ж, к выходу третьего поколения модели команда Kia отточила формулировки и вооружилась вразумительными доводами. Kia Cerato, по мнению корейцев, будут покупать, во-первых, за дизайн, который теперь более спортивный, во-вторых, за богатое оснащение, крутое не по меркам сегмента, а в-третьих, за всё остальное — оно отныне качественнее и эффективнее.

Аналитики корейской фирмы подсчитали, что больше 50% продаж в сегменте C приходится на седаны, 38% автомобилей продаётся с автоматическими трансмиссиями, 85% купленных машин оснащены моторами 1.5 и 1.6 (1.8 и 2.0 — 12%). Вот почему оптимальный для России новый Cerato видится седаном с «автоматом» и движком объёмом 1,6 л.

В компании Kia, как оказалось, гольф-класс делят на два сегмента: C1, в котором царят Kia Rio и другие «бюджетники», и C2, куда врывается новый Cerato назло тройке главных конкурентов. Ими названы Ford Focus и Opel Astra, а также Chevrolet Cruze. Конечно, не очень рады новому седану и «второстепенные соперники» — Toyota Corolla, Volkswagen Jetta, Skoda Octavia, Nissan Almera и Citroen C4 L, которых «первой степени» лишили за традиционность и практичность. Почему?

Потому что самые сильные враги, как считают корейцы, — эмоциональные и инновационные. Такие же, как сам Церато и его друг Цид, то есть Сид. Они, стало быть, и есть главные претенденты на второй по объёму сегмент российского рынка, насчитывающий около 600 тысяч автомобилей в год. (Заметим, что компания Hyundai со своей Элантрой решила всерьёз не ввязываться в борьбу за этот пирог и ограничилась в России номинальным тиражом.)

На фотографиях при виде сбоку седан кажется дородным. Однако при осмотре живьём с высоты человеческого роста Церато вполне себе секси — крепкое сложение воспринимается как показатель здоровья и залог качественного потомства. Выштамповка по низу дверей — в тему. Кстати, свесы были уменьшены: спереди на 15 мм, сзади на 5 мм.

Если бы дизайн Церато продавался отдельно от него, на машине висел бы лейбл Made in USA. Облик седана вместе с коллегами создавал в Калифорнии американец Том Кёрнс, пришедший в 2004 году в компанию Kia из концерна General Motors, где его последней работой был Cadillac CTS первого поколения. Кёрнс — одна из рук Петера Шрайера, выполняющих за глобального босса всю рутинную (и не только) работу.

Том ответственен, например, за внешность Соула и подобные ему концепты, такие как KV7 и Track’ster. Это из студии Кёрнса, которая именуется Kia Design Center America, выкатились нынешние Sorento и Sportage, оттуда же родом седан Rio, да и «второй» Cerato тоже. В общем, благодаря штатовским дизайнерам, нащупавшим новую жилку, у Церато нынче самобытное лицо, и машину больше не нужно обегать сзади, чтобы на шильдике прочитать, какая это модель Kia.

У новичка крепкий тыл, который визуально ещё более задран чёрной вставкой внизу бампера и исчерчен острыми гранями. Круп Церато – не вопрос, но стоит ребром!

В профиль разработчики предлагают увидеть намёк на спортивное купе, но полезнее обратить внимание на улучшенную обтекаемость кузова. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx снижен с 0,29 до 0,27; теперь он как у Гольфа. На деле это означает отсутствие ветряных шумов в движении. Также стоит заметить дополнительные окошки, которые образовались у «раздвинувшихся» передних и задних стоек. Прозрачные треугольники спереди капельку улучшают обзорность, от четырёхугольников сзади чуть больше пользы — пассажирам светлее.

По данным компании Kia, разработка «третьего» Церато заняла три с половиной года и обошлась в $250 млн. Новый седан будет продаваться без малого в 130 странах.

По сравнению с предшественником Cerato стал длиннее (на 30 мм) и шире (плюс 5 мм), но ниже (минус 25 мм) и тяжелее на центнер с хвостиком. Ни словом не упоминая возросшую массу, производитель делает акцент на миллиметровых различиях в размерах. Есть совсем трогательный показатель: багажный отсек вырос в длину на 2 мм!

За счёт снижения уровня пола на 5 мм передние кресла стали ближе к земле на 26 мм, а задние на 20. Таким образом, внутренняя высота от подушки сиденья до потолка — 992 мм спереди и 948 сзади.

Над головой корейцам удалось отыграть дополнительные 4 мм, однако же водитель ростом выше среднего касается потолочной отделки кончиками волос. На фото — корреспондент Авторевю Игорь Владимирский, рост 186 см. При закрытом люке вихры на его макушке доставали до потолка.

Колёсная база Cerato увеличилась на 50 мм — теперь 2700, как у Элантры. Среди основных конкурентов колбаза больше только у Peugeot 408 (2717 мм): у Фокуса — 2648, у Астры и Круза — 2685 мм. А в Церато за счёт её увеличения стало больше места для ног на первом ряду сидений — на 13 мм (1073), в ширине салона на уровне плеч прибавилось 9 мм (до 1424) спереди и 5 мм (1395) сзади. Ширина на уровне бёдер — 1366 и 1348 соответственно. Нигде не тесно.

В Сиде водительское место обустроено интереснее, но в интерьере Cerato кроме лаконичности пенять не на что: явных эргономических просчётов не обнаружено, вызывающе дешёвых элементов нет.

Кое в чём новый Cerato преуспел настолько, что его предшественник выглядит динозавром юрского периода — цератозавром. Так, в старомодном интерьере седана второго поколения для полноты картины не хватало катушечного магнитофона. В третьей генерации его тоже нет, и это хорошо — бобинник неуместен в этой современной, довольно удобной, простой, понятной и практичной среде.

Жидкокристаллический TFT-дисплей с диагональю 4,2 дюйма — оснащение топовых комплектаций. Экранчик на вершине центральной консоли на удивление читаем и не засвечивается на солнце.

Эргономика в Церато выдержана ровно на том уровне, когда всё необходимое расположено предсказуемо, в лёгком доступе, не нужно ничего искать и привыкать к чуждым закидонам. Умиротворяет и достойное качество материалов. Правда, пластик на передней панели и внутри дверей идёт волнами, но это так задумано — для красоты.

«Мягких волн» (так называется спецэффект) на передней панели и каждой двери по три штуки. Дизайнеры получили вдохновение от природы: барханы, круги на воде, раковины моллюсков. Надо признать, рельеф вносит оживление, которое будет нелишним в российских комплектациях с безальтернативной тканевой отделкой салона. Нам предложат две цветовые гаммы: однотонную чёрную или двухтонную серую. По умолчанию ткань имеет цвет угля (комплектация Comfort), второй вариант тоже чёрный — это трикотаж качеством повыше (Luxe, Prestige), а в топе прописана вязаная комбинированная отделка (Premium).

На волнах пластик действительно мягкий. Рядом с ним ютится жёсткий, но по исполнению приличный. Козырёк над приборами украшен искусственной кожей, и вообще в новом Церато отделочные материалы не то что раньше. На претензию нарываются только вставки «под карбон» в центральной консоли: они призваны подчеркнуть спортивный имидж и придать «премиальный вид», но вызывают лишь улыбку. И вовсе не тигриную, в которой разверзлась фирменная шрайеровская решётка.

Разъёмы для подключения к аудиосистеме находятся в правильном месте — в закрывающемся шторкой двухлитровом отсеке перед рычагом переключения передач. Неплохое хранилище для телефона, тут и разъём USB имеется. Возить мелочовку также можно в карманах дверей, в двухэтажном боксе объёмом 5,8 л между передними сиденьями и, конечно, в бардачке, размер которого увеличен на 30%, до 8 л.

Цератовский руль похож на сидовский и достоин отдельного упоминания. Не потому, что он чудо как информативен, — здесь всё средненько, без сюрпризов. Зато штурвал приятно ложится в руку, отделан натуральной кожей, регулируется по высоте и вылету (так и так в пределах 40 мм), обогревается (опция), оборудован подрулевыми лепестками, нажималками для управления «музыкой», борткомпьютером, круиз-контролем и телефоном. Пожалуй, самая интересная кнопка на руле та, что с изображением самого руля. Она находится с правой стороны, над крутилкой «круиза», и облегчает жизнь тем, что утяжеляет баранку.

Руль Церато поворачивается с регулируемым усилием — это аттракцион Flex Steer, посредством которого можно кнопкой менять режимы электроусилителя. Включишь Comfort — баранка будет крутиться со всей возможной лёгкостью, врубишь Normal — руль станет поворачиваться нормально, выберешь Sport — будет туго. Ни на что, кроме настроения водителя, эта функция не влияет — от упора до упора рулевое колесо совершает неизменные 2,96 оборота.

Вторая после дизайна причина выбрать Церато — обильное оснащение. Седан второго поколения на российском рынке доступен в трёх комплектациях (Comfort, Luxe, Prestige), новый же будет предлагаться и в четвёртой под названием Premium. Тестовые автомобили в Дубае были упакованы по «премиуму», что означало люк в крыше, кожаный салон, а также память на два лица и вентиляцию водительского кресла. Но в России ни люка, ни кожи, ни вентиляции не будет — слишком дорого для нашего потребителя.

Вместо этого российского клиента решено нагреть: наряду с обогревом руля нам привезут подогрев не только передних, но и задних сидений, а ещё отопление зеркал и зоны покоя дворников. В числе других изысков — бесключевой доступ в салон и запуск двигателя кнопкой, двухзонный климат-контроль с диффузорами для задних пассажиров, адаптивный ксенон и светодиодные задние фонари, передний и задний парктроники, а также приветственная система Smart Welcome Lighting, которая при приближении водителя к автомобилю раскладывает зеркала и включает подсветку у дверей и их ручек, врубает освещение салона и зажигает стояночные огни.

Седан предыдущего поколения взирал подозрительным вахтёром, новый вперился злым охранником колонии членистоногих. Передок у дизайнеров вышел фасеточным. В том смысле, что в фарах и решётке угадываются сложные глаза насекомого. Настрой боевой, дух спортивный, взгляд голодный. Эмблема Kia выскочила из «пасти тигра», отчего несытым выглядит и передний бампер.

В нашей стране новоявленный седан, как и предшественник, будет предлагаться с двумя бензиновыми «четвёрками». Атмосферный мотор 1.6 MPi семейства Gamma II хорошо известен по моделям марки Hyundai. На «третьем» Cerato он прибавил четыре «лошади» и один «ньютон» (теперь 130 л.с., 157 Н•м) — точно такой же ставят на новый cee’d. Движок слабовато тянет на низах и неплохо везёт, взобравшись повыше. Для города этого, очевидно, достаточно, да и по расходу топлива мотор неплох: в Дубае мы, не церемонясь с машиной, сжигали 7–7,5 л на100 км. Но на трассе Церато, пожалуй, больше подошёл бы двухлитровый агрегат серии Nu, который не изменился: 150 л.с. и 194 Н•м. Заметим, что в США новый седан Kia Forte тоже оснащается парой бензиновых «четвёрок», но это другие моторы линейки Nu: 1.8 (148 л.с., 177 Н•м) и 2.0 GDi (173 л.с., 208 Н•м).

Обе заготовленные для нас коробки передач — шестиступенчатые, тоже прославленные компанией Hyundai, но модернизированные. Орудовать рычагом «механики» одно удовольствие, ехать на правильном «автомате», вмешиваясь при случае подрулевыми лепестками (это называется режимом Sport), — другое.

Узел под ногами водителя не заставляет тесниться. Здесь имеется ещё один намёк на спорт: педаль газа, будучи такой же подвесной, как и остальные, имеет напольное крепление.

Шумоизоляция у Церато получилась очень достойная для своего класса. Корейцы использовали новые звукоизоляционные экраны, покрытия, наполнители, и это сработало. Ездовой комфорт был бы замечательным, да только задняя подвеска, в отличие от передней, слишком близко к сердцу воспринимает проезд крупных неровностей типа «лежачих полицейских». В разъездах по Дубаю у нас случались удары такой силы, что приходилось выходить посмотреть — цела ли машина. Говорят, торсионная балка подверглась модернизации, однако следить за тем, как она гасит удары, тревожно, особенно на заднем ряду сидений...

А вообще сзади неплохо. Центральный тоннель выпирает совсем немного, и можно посадить третьего пассажира, пожертвовав подлокотником с подстаканниками. Спинки сидений складываются в стандартной пропорции 60:40.

Впрочем, на «российских» Церато подвеска будет иной: представители Kia обещают адаптировать её специально для нас, скорее всего — путём дальнейшего ужесточения. Как бы там ни было, шасси остаётся ахиллесовой пятой корейской марки: к новому Сиду претензии, по сути, те же. И покуда эта уязвимость сохраняется, вряд ли кто-нибудь, кроме по уши влюблённого в свою машину владельца, признает гольф-классовую модель Kia лучшим автомобилем в мире.

Багажник Церато вырос на шесть литров — до 421 л. В Kia поспешили объявить, что это один из лучших показателей в сегменте, но всё с точностью до наоборот. Объём багажного отсека у Фокуса — 475 л, у Астры — 460, у Круза — 450 л.

Критерием «всемирной лучшести» корейцы справедливо считают успешность на рынках. Они не могут не знать, что Toyota Corolla и Volkswagen Beetle, разошедшиеся по свету тиражами 37 и 21 миллион соответственно, ещё долго будут вне конкуренции. Свои места на вершине эти модели завоевали благодаря более чем адекватным ценникам. Что с ценой новинки от Kia?

В Россию Церато будет поставляться в десяти цветах. Базовая покраска — обычная белая. Далее на выбор семь вариантов «металлика» (красный, золотистый, серый, бежевый, серебристый, синий и ярко-синий) плюс два «перламутра» (белый да чёрный). Компания Kia в очередной раз подчеркнула, что за «металлик» и «перламутр» дополнительных денег не берёт.

Ориентиром для потенциальных владельцев должна служить стоимость «второго» Cerato, чьи базовые комплектации оценены в пределах 640–820 тысяч рублей (для сравнения: Ford Focus стоит 542–882 тыс., Opel Astra 614 900–883 900, Chevrolet Cruze 609–806 тыс.). По идее, дороговизна Церато в сравнении с конкурентами — кажущаяся, поскольку компенсируется опциями. Самая доступная версия седана будет укомплектована кондиционером, «музыкой» с MP3, центральным замком с ДУ, электрорегулировкой подогреваемых зеркал, приводом передних стёкол и чем-то там ещё.

Дилеры Kia ожидают, что к ним в салоны придут образованные мужчины в возрасте 27–33 лет, — это будут высококвалифицированные профессионалы, которые ценят дизайн, находятся «в тренде» современных технологий, любят активный отдых, путешествия и получают кайф от вождения. Портрет идеального клиента, как видим, совсем не оригинальный.

Цены объявят в марте, продажи начнутся в апреле. Среди прочего покупателей должна воодушевить гарантия на пять лет или 150 000 км. «Эта модель является по-настоящему значимой для Kia», — сказал на прощанье президент Ким Сонг Хван. И надо признать, статус значимого подходит Церато куда больше звания «Лучший в мире автомобиль». В то же время прогресс Kia таков, что вопрос о наилучшей машине на планете мы от южнокорейских менеджеров ещё услышим.

Паспортные данные


Kia Cerato1.6 AT Premium1.6 MT Premium
Кузов
Тип кузоваседанседан
Число дверей/мест4/54/5
Длина, мм45604560
Ширина, мм17801780
Высота, мм14451445
Колёсная база, мм27002700
Колея передняя/задняя, мм1553/15661553/1566
Снаряжённая масса, кг12951263
Полная масса, кг17401720
Объём багажника, л421421
Двигатель
Типбензиновыйбензиновый
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд
Число клапанов1616
Рабочий объём, см³1591 1591
Макс. мощность, л.с./об/мин130/6500130/6500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин157/4850157/4850
Трансмиссия
Коробка передачавтоматическая шестиступенчатаямеханическая шестиступенчатая
Приводпереднийпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружиннаяполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковыедисковые
Шины205/55 R16 205/55 R16
Дорожный просвет, мм150150
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч195200
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с11,610,1
Расход топлива, л/100 км
— смешанный цикл6,86,5
Норма токсичностиЕвро-5Евро-5
Ёмкость топливного бака, л5050
ТопливоАИ-95АИ-95

Техника

Инженеры Kia признают, что конструкция обеих подвесок (стойки McPherson спереди, торсионная балка сзади) принципиально не изменилась, но говорят, что провели модернизацию, чтобы улучшить управляемость, плавность хода и повысить энергоёмкость. Теперь передняя подвеска смонтирована на новом усиленном подрамнике. Широкие L-образные нижние рычаги оснащены новыми втулками увеличенного диаметра, а рулевой механизм смещён вперёд на 15 мм. Корейцы также хвастаются, что задняя подвеска CTBA имеет необыкновенно компактные размеры и позволила отыграть дополнительное пространство под полом.

Двигатели с распределённым впрыском, по словам разработчиков, могут похвастаться облегчёнными блоком и головками цилиндров из алюминиевого сплава, смещённым относительно оси цилиндров коленвалом (для уменьшения трения), малошумной цепью привода ГРМ, изменяемыми фазами впускных/выпускных клапанов и пластмассовым впускным коллектором с изменяемой геометрией. Двухлитровый мотор специально для российского рынка был дефорсирован, дабы покупатели платили меньше транспортного налога.

Главными особенностями модернизированной «механики» производитель называет многоконусные синхронизаторы передач, малошумные шестерни с оптимизированным профилем зубьев, новую вилку включения передачи заднего хода, гидравлический привод сцепления и трансмиссионное масло с низкой вязкостью, благодаря чему трансмиссия не требует какого-либо обслуживания в течение всего срока службы автомобиля. Что касается шестиступенчатого «автомата», то он-де очень компактен и позволяет снизить расход топлива на 12% по сравнению с автоматическими коробками передач традиционных размеров.

В «третьем» Церато доля деталей из высокопрочных сталей достигает 63%. На схеме розовым выделены новые усилители из сверхвысокопрочной стали (150 кгс/мм²) — это, в частности, средние стойки. Голубым отмечены элементы с показателем 60 кгс/мм²: это лонжероны по обеим сторонам центрального тоннеля, усилительные балки в дверях и другие детали. Зелёным показаны части из стали прочностью 45 кгс/мм², а серым — из обычной стали. Среди прочего корейцы сообщают, что жёсткость кузова на кручение по сравнению с предшественником у Cerato выросла на 37%.

Лишние шумы и вибрации, проблемы с плавностью хода принято обозначать трёхбуквенной аббревиатурой NHS (noise, vibration, harshness). Что помогло инженерам Kia улучшить шумо- и виброизоляцию, показано на схеме. Результаты борьбы с NHS таковы: на холостом ходу уровень вибраций, передаваемых на руль и пол салона, снижен на 2 дБ, шума в салоне стало меньше на 1 дБ (до 38), а фон во время разгона снижен в зависимости от модели на 1–2 дБ. Уровень шумов в салоне при скорости 110 км/ч не превышает 65 дБ (практически по любой шкале этот показатель интерпретируется как «шумно» и примерно соответствует громкому разговору).

История

Первое поколение — седан под названием Kia K3 — дебютировало в Южной Корее в 2003 году. Сменщика модели Kia Sephia (также известной как Mentor, Shuma, Timor) на другие рынки корейцы решили выводить в 2004-м под другими именами. В Старом Свете автомобиль (доступный теперь и в кузове хэтчбек) представили как Cerato, а в Америке он продолжил носить славное имя Spectra.

Новинке многое досталось от родственной компании Hyundai — автомобиль разделил платформу с Элантрой третьего поколения (спереди стойки McPherson, сзади двухрычажка) и заполучил моторы семейства Beta II: бензиновые «четвёрки» 1.6 (105 л.с.) и 2.0 (143 силы). Также Cerato комплектовался тремя дизелями CRDi. Коробки передач — пятиступенчатая «механика» и четырёхдиапазонный «автомат».

Автомобиль обладал весьма удачным сочетанием цена-качество и стал на некоторых рынках настоящим бестселлером: продажи «первого» Серато стали рекордными — 1,23 млн машин, а это свыше 200 тысяч штук в год и 28,5% мировых продаж марки Kia. Чтобы закрепить успех, в 2006 году корейцы провели рестайлинг: автомобилю поменяли бампера и светотехнику.

Вторая генерация модели, представленная в 2008 году, на многих рынках называлась Kia Forte. Имя Cerato автомобиль сохранил в России и ряде других стран, например в Австралии и Бразилии. Причём пока в Штатах модификацию хэтчбек по-прежнему величали Спектрой (Spectra5), в Европе продажи машины в этом кузове свернули из-за подоспевшего Сида — чтобы не конкурировали друг с другом.

Корейцы заявили, что «второй» Серато построен на абсолютно новой платформе, которая ляжет в основу следующего поколения седана Hyundai Elantra (такой вот возврат долга). Имея стойки McPherson спереди и скручивающуюся балку сзади, седан второго поколения для неамериканского рынка обладает бензиновыми моторами 1.6 (126 л.с.) и 2.0 (150 сил), работающими с шестиступенчатыми «механикой» или «автоматом».

По данным на конец 2012 года, продажи «предыдущего» Cerato превысили 1,21 млн автомобилей (за один 2011-й раскупили 445 000 единиц — 17,9% глобальных продаж Kia), и корейцы имеют основания полагать, что рекорд первой генерации будет повторён, а может, и побит. По поводу «третьего» Серато о столь амбициозных планах пока не слышно.

Дизайн

В калифорнийском городе Ирвин действует филиал корейской компании — Kia Motors America, являющийся составной частью техцентра HATCI (Hyundai America Technical Center, Inc.). При нём работает дизайн-студия, которой руководит американец Том Кёрнс (на фото). Именно его командой, которая выполняет до 85% корпоративных дизайнерских программ Kia и выпускает по шоу-кару в год, и был создан облик «третьего» Cerato — само собой, под контролем легендарного Петера Шрайера.

Авторы проекта не стали комментировать свой труд ни в момент «утечки» скетчей в июле 2012 года (см. иллюстрации), ни после премьеры Cerato на мотор-шоу в Лос-Анджелесе. За молчаливых дизайнеров пришлось отдуваться пиарщикам, которые отметили во внешности автомобиля «ауру элегантности», а в интерьере — «мотив приливов и отливов».

За кадром

Перед выездом в город организаторы запугали нас агрессивной ездой арабов и кровожадной полицией, но на деле всё оказалось не страшнее, чем в Москве. Дороги в Эмиратах порадовали безупречным качеством и удивили строгими скоростными ограничениями с «лежачими полицейскими» в самых пустынных уголках. На самый высокий небоскрёб в мире удалось поглазеть только издалека, зато в пустыне мы встретили одиноких верблюдов и неистовых велосипедистов. Ещё мы прокатились по огромному и абсолютно пустому автобану (по шесть полос в каждую сторону) и побывали пассажирами открытого электрокара, привёзшего нас в райский оазис. В итоге мы зачем-то прибыли к десятиметровому монументу в виде указывающей в небо стрелы — этот памятник воздвигли в честь города Шарджа, который в 1998 году был избран ЮНЕСКО культурной столицей арабского мира. Дубай определённо стоит посетить снова и изучить по-нормальному.

Источник: DRIVE.ru